Вы вошли как Гость | Группа "Гости" RSS  Главная  Мой профиль Выход Среда04.12.2024, 11:16 
 Осталось...                 Добро пожаловать на сайт "Воздушная сказка"!                                                                            Изделия из воздушных шаров для астраханцев.
 С 23 декабря 2012 года Вы - счетчик посещений- й посетитель! Спасибо, заходите еще.                                                


Меню сайта
Категории раздела
Знаменательные даты и праздники [55]



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Чем понравился наш сайт?
Всего ответов: 23
Форма входа




Главная » 2013 » Январь » 6 » Рождественские обряды
21:50
Рождественские обряды

К празднику готовились загодя: верующие люди соблюдали сорокадневный пост, который известен под названием Рождественского. В этот период люди молились, читали Закон Божий, каялись. Ели простую, постную пищу: грибы, овощи, рыбу. Кто побогаче — белугу, осетрину, судака, навагу, кто победней — селедку, сомов, леща.

В города ближе к Рождеству тянулись обозы с мороженой свининой, гусями, индюшками. Перед Рождеством, за 3 дня, на площадях и рынках торговали елками — настоящими лесными красавицами. Вся площадь превращалась в чащу. Среди деревьев мужики в тулупах помогали народу выбрать к празднику елку. Ходили сбитенщики, носили самовары с горячим, душистым и сладким сбитнем (это своеобразный напиток с медом и имбирем).

Простые горожане тоже готовились к празднованию Рождества: по всем домам шла суетливая, но радостная в предвкушении такого праздника, уборка. Двери мыли, медные ручки дверей начищали мятой бузиной, а потом обматывали тряпочками, чтобы, когда их снимут в Сочельник, они празднично засияли. Выносили на снег диваны и кресла, обметали и чистили их веничком. Особенно тщательно, до блеска, мелом начищали ризы на образах и ставили праздничные — белые с голубым — рождественские лампадки. На окна вешали свежие, словно чистый морозный снег, накрахмаленные шторы, спадающие пышными складками. На изразцовых печах сияли начищенные отдушники. Полы натирали мастикой с медовым воском, застилали их чистыми рогожками (если дом, попроще), а в домах побогаче в гостиной стелили "рождественский" ковер — на белом поле голубые цветы. Белили потолок и стены.

Потом устанавливали елку, которую убирали как только можно наряднее: ворохами цепей из разноцветной, золотой и серебряной бумаги, Вяземскими пряничками, крымскими яблоками, бусинками из леденцов, золочеными орехами, хлопушками с сюрпризами внутри, опутывали елку золотой паутиной, вставляли свечи в цветные защипочки.

В день перед Рождеством, называемый Сочельником, совсем воздерживались от пищи до появления в небе той первой звезды, что, по преданию, указала путь волхвам к новорожденному Иисусу.

Во всех семьях, независимо от социального и культурного положения, детям в эти дни обязательно рассказывали о Деве Марии, о явлении к ней архангела Гавриила, о том, как родился младенец Спаситель, о поклонении волхвов, о тех дарах, что они принесли, о значении этих даров.

Дети с малого возраста впитывали в себя обычаи, традиции; духовность, заложенная в православии, органично и легко проникала в их души.

В Сочельник ели сочиво (оттого и Сочельник) — постную кашу и овощи. Варили кутью из пшеницы с медом и взвар из чернослива и груши, иногда рисовый или ячменный взвар с медом и ягодами. Этот взвар как дар Христу ставили под образа на сено, символизирующее то сено, на котором лежал маленький Спаситель в яслях.

Высматривали в небе первую звезду, потом шли ко всенощной. В домах зажигали лампадки.

В деревнях сообразно своим представлениям о рождении младенца Иисуса после вечерней молитвы хозяин дома прикреплял свечу к хлебу и шел во двор. Со двора он приносил ворох соломы или сена и застилал избу. Крестьяне заранее готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном: для такого праздника не годилась печальная одежда. Как правило, в этот день принято было собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества.

Нужно особенно отметить, что, пожалуй, не было на Руси другого такого праздника, который сопровождался бы таким изобилием обычаев, примет. Особенно много обрядов и примет у крестьян. И это понятно, они ближе к природе, более зависимы от нее. Примет этих такое множество, что привести их все нет никакой возможности. Главный же вопрос — вопрос о том, каков будет урожай, приплоду скота, будет ли благополучие в хозяйстве? Вот некоторые из примет.

Иней на Рождество — урожай на хлеб.
Метель в канун Рождества — будет ранняя листва.
Если Рождество теплое, весна — холодная.
Метель — пчелы хорошо роиться будут. 
Небо звездное — урожай на горох. 
Хороший санный путь — урожай на гречу.
Темные Святки — молочные коровы, светлые — ноские куры.


В разных местах России были свои особенные обряды и обычаи празднования Сочельника, Рождества и Святок. В избах в огонь клали деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге старались поддерживать все Святки, это предвещало удачу. Существовал обряд "обсевания" изб. Его выполняли пастухи. Войдя в избу и поздравив хозяев с праздником, они разбрасывали горсть овса, приговаривая при этом: "По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке — ребяток! Ягнята за лавочкою, телятки у лавочки, а поросятки — по всей избе!" Ранним утром в еще синеватом рассвете слышен был церковный звон от десятков церквей. С самого утра рождественского дня в обычае было славить Христа. Славить, или колядовать, по домам любила вся православная Русь. Известно, что Петр I ездил вместе с певчими славить по боярским и купеческим домам. В Древней Руси славило и все духовенство. На юге России с его особой любовью к колядованию всяк славил по-своему: девушки пели под окнами наиболее зажиточных крестьян, те одаривали их деньгами на наряды. Молодые парни колядовали с "козой", которой одевался один из христославщиков, надевая вывернутый наизнанку тулуп. Колядовщики желали людям счастья, богатого урожая.

У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки, 
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки, 
Велись бы утятки! 

Дьячок с образом ходил по дворам и пел праздничный тропарь, получая за это хлеб и сало. После окончания праздничного колядования надо было обязательно искупаться в проруби, ведь колядовщики наряжались, надевали маски, иными словами, чужую личину.Современным детям, вероятно, нужно объяснить, что славление, или колядование, ни в коей мере не банальное попрошайничество. Это старинная славянская традиция, опирающаяся на народную мудрость "Гость в дом — Бог в дом". В этом нужно видеть укрепление идеалов добра и любви к ближнему.Дети ходили по домам славить, носили с собой звезду, которая изготавливалась из бумаги, расписывалась красками. Внутрь такой звезды помещались свечи, и окошки ее высвечивались разноцветными огоньками. Распевали рождественские стихи, например такого содержания:

 Волхвов приючайте, 

Святое стечайте, 
Пришло Рождество, 
Начинаем торжество! 
С нами Звезда идет,
Молитву поет... 

Разыгрывали "святое представление", в котором наряженному царем Иродом участнику представления "срубали" голову картонным мечом. А хор в это время пел.

 Ирод ты, Ирод, 

Чего ты родился,
Чего не хрестился,
Я — царь Кастинкин, 
Младенца люблю, 
Тебе голову срублю! 


В заключение славящие произносили: "Мы Христа славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут — не бросим!" Разумеется, хозяева обязательно одаривали детей мелкими деньгами и пирогами. Особенно широко колядование было распространено на Украине и на юге России. Иногда колядовщики носили с собой вертепы или батлейки (искаженное от Betleem — по-польски "Вифлеем"). Вертепом был небольшой ящик (домик), сделанный из досок или плотного картона. Внутри помещались свечи и деревянные куклы. В ящичке имелись прорези для вождения кукол. Сцепу, на которой происходило действие, драпировали тканью, разноцветной бумагой. На заднем плане помещались изображения икон, звезд. В вертепе славильщики, двигая фигуры, разыгрывали сцены на библейские сюжеты. Все представление сопровождалось также пением различных песен (или колядок).

Днесь пресветлая 
Небу и земли царица, 
Христа царя рождает. 
И млеком его питает,
Пеленами увивает, 
В ясли полагает,
Звезда пути являет, 
Над вертепом сияет.
Волсви же пониже 
Христу царю приидоша, 
Трои дары принесоша: 
Злато, Ливан, смирну — 
Вещь предивну. 

В домах богатых и зажиточных людей (купцов, лавочников) колокольчик в парадном звонил до ночи: много людей идут поздравлять и славить. Устраиваются обеды для бедных, убогих, сирот. Угощают хорошо, сытно.
Принято было раздавать милостыню. Обычай раздавать милостыню ведется из глубокой старины, участвовал в этом и сам царь, и все иные сословия. В XVI—XVII вв. в Сочельник государь объезжал тюрьмы и богадельни и собственноручно одарял их обитателей. Нищие и убогие, зная, что царь, проходя по улицам, будет раздавать деньги, заранее собирались со всей Москвы. Справедливости ради надо сказать, что без раздачи милостыни не обходился ни один большой праздник на Руси.
Праздник Рождества был одним из самых любимых, он давал людям чувство радостного ощущения обновления вместе с рождением Божьего сына. В празднике этом сочеталось, высокое торжество события с простыми человеческими радостями — забавами, сытной едой.
На Рождество после 6 недель поста ели много, разнообразно и вкусно. В домах пахло мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем и поросенком с кашей. В некоторых губерниях пекли из пшеничного теста фигурки бычков, коровок, петушков, раздавали эти "козульки", родным и соседям с пожеланиями, чтобы было побольше животинки в крестьянских дворах.
В мясных лавках до потолка, словно бревна, навалены свиные мороженые туши. К Рождеству обозами свозятся в города гуси, индюшки, рябчики, тетерева. На площадях ряды: поросячий, гусиный, куриный, огромные чаны с солониной. Торговля шла прямо из саней, без весов, поштучно, на глаз. Мясник рубит свинину, кусок, даже большой, отскочит — не беда, нищий подберет. Широка была Россия!
Все распродадут мужики: и лошадей, и сани. Лошади-то все равно со своих степных заводов, а закупят нужный в хозяйстве товар — и обратно по железной дороге. 
Святки, которые продолжались от Рождества до Крещения, были праздником шумным и веселым.
Все шло своим чередом: строгий пост — очищение, покаяние, молитвы; благостные хлопоты, затем предвкушение праздника — Сочельник, всенощная — торжественное богослужение во всех русских церквах и веселые развлечения.
Настали Святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль... 
А. С. Пушкин

Категория: Знаменательные даты и праздники | Просмотров: 608 | Добавил: irina | Теги: история Рождества | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Мои группы, сообщества
в социальных сетях:
  center 
     center 
Кнопка нашего сайта: 
center
Наши друзья:
center
Погода в Астрахани 

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz